Четвертый этап экспедиции. 2018 г. (Тикси - Русское Устье)

Рассказ очевидца.


Три года мы шли из Архангельской области до Тикси. Кайты - в небе, лыжи - на ногах, санки со всей амуницией и запасами - сзади. Была пурга и четверо суток безвылазного сидения в палатке, были такие морозы, что водка превращалась в желе, были каньоны, в которых можно было спрятать микрорайон многоэтажек, были железобетонные заструги по колено, были искрящиеся в солнечных лучах фонтаны снега из-под лыж, было космическое по своим масштабам гало на все небо… Много чего было, и, казалось, мы все уже видели, все попробовали и неожиданностей не предвидится.
Как всегда, жизнь оказалась богаче наших представлений о ней.

Стоит сказать, что первоначально в планах было пройти отрезок Тикси – Русское устье – Певек за один сезон. 1700 километров не выглядели непреодолимыми. В 2017 году мы прошли примерно столько же от Норильска до Тикси – более полутора тысяч километров по генеральному курсу и около двух тысяч двухсот по факту (по треку). Задача не выглядела невыполнимой. Однако…
Однако все вышло по-другому.

Прилетев в конце марта 2018 года в гостеприимный город Тикси и получив поддержку прекрасного семейства Гуковых, а также недремлющих пограничников, которые помнили нас еще с 2017-го, мы начали готовиться к выходу на маршрут. С запада Тикси окружают сомнительной белизны высокие сопки, с востока – сверкающие снега губы моря Лаптевых Буор-Хая. Бескрайняя равнина. Взгляд растворяется в бесконечности.
Нам туда - на лед. Впереди сотня километров до противоположного берега. На дворе – мороз и штиль. Затяжной штиль казался невероятным событием – день, ну два… Нет, четыре дня без ветра! Все местное население в один голос утверждало, что ветер тут – самое типичное дело. Еще получите! И… тишина!
На второй день вынужденного бездействия я слег с температурой 39. Отлеживался в теплой комнате и старался перебороть заразу, которую, судя по всему, подцепил где-то на перелете. Возможно, меня берегло провидение (нечто божественное) или мироздание (законы природы), выдавая день за днем полное безветрие. На четвертый день мне полегчало, температура спала, выход на маршрут перестал казаться пугающим. И – о, чудо! - на пятый потянуло. Не сильно, но вполне ощутимо. Мы подхватились и двинулись на лед. Пока шли через город, познакомились с местным учителем физкультуры. Он ехал на снегоходе и подхватил нас, отбуксировав к месту старта.
Активный мужик - водит детей в очень некороткие походы, поддерживает в природном тонусе.
Выслушав его советы, помахав на прощанье Тикси, мы, не спеша, - ветер был по-прежнему слаб - начали перемещаться вглубь губы Буор-Хая. Маршрут был начат.

И тут, видимо, изрядно потратившись на мое выздоровление, мироздание взяло отгулы и упустило нас из виду. Нити судеб пошли зигзагом.
Во второй половине дня ветер усилился. Мы сменили большие кайты на средние, но скоро и их стало многовато.
Как вы думаете, какое мое любимое развлечение в сильный ветер? Вряд ли догадаетесь. Я люблю просто стоять, держать кайт в зените и прижиматься шлемом к вибрирующим, как струны, стропам. Для двадцатипятиметровых струн шлем - резонатор. Потрясающее звучание! Как будто все демоны ада собрались и поют тебе колыбельную.

Надо вам сказать, что езда по замерзшему льду комфортна только если на нем есть снег и нет торосов. Снег у нас был, но были и торосы, и заструги. Время от времени мы пересекали поля хаотично разбросанных и поставленных «на попА» льдин. Они сверкали на солнце сказочными драгоценными россыпями из пещеры Али-Бабы, однако при приближении напоминали скорее противотанковые ежи. Иногда путь преграждали брустверы из нагромождений льда, тянувшиеся от горизонта до горизонта. Результат столкновений ледовых полей, скажет вам любой знающий человек. Но если присмотреться, вы увидите, что на самом деле это следы громадных подлёдных червей, неведомо как проникших к нам из «Дюны» Фрэнка Герберта. Кажется, вот-вот задрожит лед, раздастся оглушительный треск и перед вами начнет подниматься… Нет-нет, сами мы его не видели…
И вот, паркуя кайт в этой не очень здоровой обстановке, Кирилл цепляется лыжей за заструг и падает. Ветер сильный, кайт уходит в режим «вертолета», закручивая стропы и затрудняя управление. Упавший Кирилл «борется за живучесть» и пересчитывает своим телом заструги. Кайт укрощен! Победа! Но позже, в палатке, приходит осознание того, что боль никак не проходит - болят ребра. То ли ушиб, то ли трещина… Бинтуем торс. Становится легче. «Утро вечера мудренее»,- решаем мы и ничего не решаем.

Утро и бинт принесли некоторое облегчение. Кирилл был признан условно здоровым и отпущен под собственное поручительство. Мы снова встали на лыжи, повернувшись спиной к Тикси и, пробираясь сквозь ледовые заграждения, двинулись дальше: Кирилл - стараясь не особо сгибаться и не делать резких движений, я – обильно потея от слабости после миновавшей болезни. «Ничего себе начало…» - подумал я, - «но теперь-то должно стать полегче!».

«Легче» не заставило себя ждать и со всей неотвратимостью наступило уже через день. Кирилл выдал 39 - 40, и мы встали посередине Буор-Хая: 80 километров ледяных полей до Тикси и 40 километров льда до восточного берега – устья реки Омолой. Там, по всем понятиям, должны были быть балкИ (балОк – охотничий домик) и зИмник (дорога, используемая только в зимнее время года). Но близок локоток…
Сутки мы стояли, ждали. Кирилл температурил. Некоторое время мы подозревали, что это реакция на ушиб или перелом, но вскоре стало понятно: Кирилла заразил я и впереди нас ожидает много «интересного».

Очередное утро подарило надежду – температура спала. Пришедший в себя Кирилл и я, обливающийся потом после своей болезни, двинулись вперед. Бросок – и мы на континенте. Река Омолой со всеми вытекающими... Какими такими вытекающими, можете спросить вы? А с такими: есть шанс найти теплый ночлег в избушке (если ее найдешь, на льду-то их нет от слова совсем); на зимнике получить помощь от случайно проходящей машины (раз в несколько дней, но все-таки).

Кстати о машинах. Представьте, что вы в течение недели или двух видите вокруг себя только снег. Ах да, еще лед. Иногда замечаете белых куропаток или песца. И тишина. Вернее шелест поземки, потрескивание наста, скрип лыж, хлопанье палатки на ветру, да два голоса - свой и напарника. И вдруг, в этот ставший привычным мир, вползает новая басовитая нота... Исподволь, становясь все громче и громче, диссонируя со всем, что тебя окружает. И вот вдали появляется черная точка. Она то возникает, становясь с каждым разом все больше, то исчезает за очередной сопкой, инородным телом перемещаясь от горизонта к горизонту. Это может длиться час, два… В тундре быстрота не в моде. Там вообще время течет не так, как в городе. «Скоро» – это неделя. «Завтра» – в ближайшие несколько дней. «Немедленно» – сегодня-завтра. Это надо понимать… и всегда учитывать.

Дальше мы двигались приставными шагами. День едем, два стоим. После ходового дня или пары дней Кирилл снова выдавал температуру 39. Находился балОк и мы отлеживались. Так продолжалось двенадцать дней. За хорошо спрогнозированное и прекрасно организованное чудо можно засчитать два балкА: один – потрясающего комфорта, второй – условного, в них нам удалось провести 5 дней и восстановиться окончательно. На тринадцатый Кирилл выздоровел: температура спала, ребра перестали постоянно напоминать о себе. Мы с облегчением вздохнули и «…теперь считать мы стали раны, товарищей считать».

С товарищами все обстояло неплохо, а вот с ранами…
За прошедшие со старта 13 дней мы прошли всего 310 километров. Простояли ровно половину потраченного времени! В среднем вышло по 24 километра в день, прогноз - 720 километров за месяц. А если учесть ожидание в Тикси, то и того меньше. Катастрофически мало! Даже до Русского устья не дойти, не то что до Певека!

Прикинув хвост к носу решили продолжить. Ну ведь здоровы же! До Певека не дойдем, так хоть до аэродрома в Русском устье дотянем. Хоть на брюхо, но сядем… Дотянем до посадочных огней и оставим 900 километров на следующий год. Логично? Логично! Вперед!

С этого момента солнце нашей судьбы повернуло на лето, а избушка удачи встала к нам не то что бы передом, но, по крайней мере, не задом. Мироздание слегка отдохнуло и снова благосклонно посмотрело в нашу сторону. Штили не исчезли, но их стало меньше, а в ходовые дни нам удавалось в среднем проходить в два раза больше, чем во время болезни.
Девизом стало - «Успеть добежать!» «Хоть тушкой, хоть чучелком…». Нужно дойти до аэродрома! Русское устье - наша цель!

Нельзя сказать, что приключения нас стали обходить совсем уж стороной. Нет.
Сначала, пересекая реку Яна, мы въехали в лес.
Это было… это было… несколько напряженно! И по-своему восхитительно!

Вообще-то для нас было неожиданностью, что лес оказался таким большим и густым. Все-таки сотни километров без намека на растительность выше колена… Ну, вы понимаете… И вдруг!
Да, конечно, это не лес средней полосы России. Это были лиственницы высотой от двух до четырех метров. И стояли они не ветка к ветке, но достаточно плотно, чтобы при падении на них кайта, неловкий получал развлечение по распутыванию строп и сниманию купола с деревьев на несколько часов. А потом надо выйти из леса на открытое пространство, чтобы разложить кайт и снова стартовать - не один час. А еще кайт можно порвать об острые лиственничные сучки... Деревья стояли серой стеной и поскрипывали, похрустывали, постукивали ветками на ветру. Они ждали нас.
Игра без права на ошибку!

На подступах к лесу мы влетели в перекопыченный стадом оленей снег. Он уже подмерз и был больше всего похож на крупную терку. Вероятно, от усталости я не устоял на лыжах и сделал аварийный привал носом вперед. Пока я выколупывался из обнаружившегося под снегом кустарника, подбирал отстрелившуюся лыжу, проверял лицо на критические повреждения после соприкосновения с инструментом для измельчения овощей, Кирилл уехал вперед. Он занырнул в протоку Яны, пересек ее и скрылся, как партизан, в перелеске. Однако, «будёновка и волочащийся следом парашют»… в смысле, торчащий над деревьями кайт и следы от лыж с головой выдавали его местоположение.
«Не беда!», - решил я, и, почувствовав себя Следопытом Фенимора Купера, устремился за ним.

Если говорить серьезно, двигаться прямо друг за другом по лесу не рекомендуется – передний застрянет, второй не сможет сманеврировать (просто некуда) и «лягут» оба в самом неподходящем месте.

Ехать строго по следу на рельефе или в лесу очень сложно. Ветер меняет свою силу, немного «гуляет» по направлению и там, где один объехал группу деревьев слева, другому приходится объезжать справа. Дальше – больше. Отклонения могут накапливаться, к счастью, кайт Кирилла маячил впереди и давал ориентир и надежду. Очередное маленькое лесное озеро, перелесок, протока с обрывистыми берегами, снова перелесок и… ориентир исчез. Опаньки!

Тут следует напомнить, что кайтеры ходят галсами, т.е. зачастую восстановить точное направление на локальную тактическую, да еще и перемещающуюся, цель непросто, особенно с закрытым деревьями обзором.

Ладно… «Та-дам, та-дам… Удача при мне, так выпьем чарку рома!» - всплывает в памяти рефрен Джека Воробья, и я продолжаю движение, ориентируясь на солнце и собственное чутье. Минут двадцать лавировки по лесу и передо мной большое озеро (я знал о его существовании из навигатора, сюда и стремился). У кромки леса припарковался Кирилл, «удачно» пропустив небольшую лиственницу строго между строп и теперь оказавшись слегка на приколе. Истины ради надо сказать, парковался он рядом, но пока отходил «погулять за кустик», ветер не удержался и «удачно пошутил» - немного откорректировал место парковки. Теперь и у меня выдалось время «погулять», пока Кирилл наводил порядок и стыдил шутника.
Мы снова были вместе.

Последующие дни протекали разнообразно: то слабые ветра и неспешное скольжение по заснеженным холмам, то прыжки по железобетонным застругам под сильным ветром. После одного из тяжелых дней с ездой по застругам, мы обнаружили, что сани «устали» и металл начал трескаться. Вообще-то он уже имел на это право - несколько лет работы в суровых условиях без замены ключевых элементов. Но как некстати…
Прикинув свои ремонтные возможности, мы решили вернуться на десяток километров назад – там мы проезжали что-то похожее на балОк - сверлить, крутить гайки и касаться металла хотелось не на морозе. А что нас ждет впереди – не ясно. Простительная слабость?
Как решили, так и сделали. Балок был найден и оказался неплох. Тепло нам было обеспечено. После ремонта сани новыми не стали, но путешествие к Русскому устью должны были выдержать. До Певека «это колесо» могло и не доехать, но мы уже понимали, что Певек в этом году нам не по зубам. Соответственно…

И снова дорога.
Полторы сотни километров в день. Русское устье неотвратимо приближалось. Мы уже думали о теплом душе, строили планы, связывались смс-ками через спутник с «Большой Землей» и просили узнать о билетах на самолет… И тут, в 50 километрах от финиша, нас снова накрыл штиль. Ни с места!
Ряяяядоооом!!! 750 километров болезней и штилей позади!!!
Попробовали пешком – сани, рельеф, проваливающийся наст – скорость 2 км/час. Прогноз - 2-3 дня изнурительной ходьбы. «Нет!» - решаем мы. Ждем! Хоть немного ветра за 2-3 дня должно быть. Доедем. Бурлаки – пережиток прошлого! День «загораем». И даже погода солнечная! В палатке можно дремать без спальника, только в теплом белье. Теплом, не надо инсинуаций! В спальнике, конечно, еще лучше.

Вот кстати, штиль в тундре – одно из сильнейших моих переживаний. Думаю, оно тесно смыкается с тем, что чувствуют моряки в открытом море в безветрие. Понимаете, вы один, хорошо, вдвоем, не надо меня ловить на слове, а вокруг - белое безмолвие. Ни движения. Ни звука. Горизонт чуть волнист от сопок, никаких внятных ориентиров. Закроешь глаза, повернешься пару раз вокруг себя, и задумаешься: «Откуда же я пришел?» Белесый купол над головой. Ни облаков, ни птиц. Можешь взять в руку шершавый снег, он опадет шелестящим белым песком к твоим ногам. Можешь крикнуть – звук растворится в пространстве. Нет ответа. На сотню километров вокруг может не быть ни одного человека. И ты видишь эту пустоту вокруг на многие километры. Лимб? Это что-то экзистенциальное… Возможно, не каждый хотел бы ощутить это… Мне нравится.

Греемся в палатке. Время от времени вылезаем и проверяем ветер, пробуем поднимать кайты в надежде на градиент (бывает, на разной высоте ветер дует с разной силой: от «ничего» до «ничего себе!»). «И что же? Все по пустякам».

И было завтра. И послезавтра. И был нам ветерок. И дотянули мы на нем до Русского устья. И въехали мы на сопку, где стоит посёлок, не как беженцы и неудачники, а как осилившие Дорогу. Кайты легли к стенам домов, а по улицам нам навстречу мчалась пара снегоходов с приветливыми людьми. Нас ждали, нас встречали!
Затем была баня, был ужин с шашлыками и вечерние посиделки.
Если вас волею судеб занесет в Русское устье, знайте – там живут Люди. Вас примут, вам помогут. Передайте им от нас поклон и благодарности еще раз.

Дальше все было просто. Нас посадили на попутный снегоход до Чокурдаха, и вскоре мы уже были рядом с аэродромом. В Чокурдахе, вы не поверите, снова нашлись люди, которые нас приютили на пару дней до вылета и помогли с посадкой на самолет. Через год мы снова встретились, но это история уже 2019-го года.

В заключение немного конкретики:

Прилет в Тикси - 22 марта 2018 г
Старт из Тикси - 26 марта 2018 г
Финиш в Русском устье - 20 апреля 2018 г

4 дня ожидания старта в Тикси (штиль и болезнь).
С момента выхода из Тикси путь до Русского устья занял 26 дней и 800 км по генеральному курсу.
Из них:
- 16 дней ходовых;
- 10 дней стояночных.
Из стояночных:
- 5 дней по болезни
- 7 дней штилевых
2 дня были и штилевые, и больничные.
Наша средняя скорость составила примерно 30 км в день.
Средняя скорость за ходовые дни составила примерно 50 км в день.
Только 2 раза нам удалось пройти более 100 км за день, что говорит о преобладании слабых ветров в этих местах.

Огромное спасибо Танюшке Смуровой и двум Катюшкам: Мариной и Соколовой за неоценимую помощь в написании этого рассказа. Без них я бы не справился.
А также всем, так или иначе, помогавшим нам людям. Мы постарались поблагодарить их на нашем сайте: http://trans-arctic.ru/pri-podderzhke

НАЗАД