Пятый этап экспедиции. 2019 г. (Русское Устье - Певек)

Рассказ очевидца.


Апрель 2019-го. К нему мы подошли с непростым багажом…

На плечах лежала тень четвертого этапа экспедиции, прошедшего под флагами красного креста и мёртвого штиля, а под ногами начали змеиться трещины финансовых осложнений.

С первой проблемой мы справились легко и быстро – визит к психоаналитику, пара мастерингов, полтора коучинга, спиричуэлс, перфоманс, что-то еще… забыл эти прекрасные названия… и дело в шляпе – «Мы идем, мы сильны и бодры…» и спичками тоже запаслись. ;)

Со второй помогли разобраться друзья и товарищи. Низкий им за это поклон. Без их участия мы бы не справились.

Санки были отремонтированы, порванный на «Транс-Онего» кайт в срочном порядке зашит, билеты куплены. Русское устье ждало нас с Кириллом.

Кстати о Русском устье. Давным-давно, в конце 16 века, туда, спасаясь от преследований Ивана Грозного, пришли люди из новгородских земель и основали поселение. Пришли на кочах (лодках) северным морским путем… (это заманка, для тех, кто захочет узнать поподробнее).

Вся эта эпопея с проходом по нашему заполярью от и до, помимо романтики пустоты и ощущения иномирья, завораживает меня своими географическими названиями: Таймыр, Хатанга, Тикси, Лена, Яна, Индигирка… а впереди Колыма и Певек! Да, я хочу это видеть!

И снова не обошлось без сюрпризов…

Наш самолет никак не хотел взлетать, Санкт-Петербург не отпускал. Дело дошло до того, что когда самолет наконец приземлился в Москве, у нас оставалось 10 минут на пересадку, а еще снаряжение в багаже... Сказать, что мы волновались, – не сказать ничего! Если не садимся на рейс из Москвы в Якутск, то опаздываем на самолёт Якутск – Чокурдах и … В этом случае лучшим раскладом будет задержка дня на три. О худших исходах думать категорически не хотелось. К счастью, московский рейс был задержан волевым решением администрации- он стоял и ждал нас и еще пару десятков человек из Петербурга.

В Чокурдахе нас встретили радушные люди. Пристроили на ночлег, а по утру попробовали отвезти в Русское устье на легковом газике. «Гладко было на бумаге…» Дорога пересекалась снежными наметами, машина пыталась проскочить сложные участки с разгона, буксовала, искала объездные пути... Лично для меня это было новое необычное впечатление. Торный путь на деле оказывался непроезжим. Машина съезжала на целину и, отплевываясь снегом и льдинками, ехала по ней сотни метров. Дорога оставалась где-то сбоку, а мы закладывали петли в соответствии с интуицией нашего водителя, останавливались, сдавали назад, брали чуть в сторону, снова вперед… За обмерзающими окнами мелькали кустики, заструги, что-то неузнаваемое и потому совершенно фантастическое… Опять выскакивали на колею. Пару раз откапывались. Я бы сдался еще пару часов назад, но водителю было виднее.

На середине дороги газик окончательно уперся в снега. Темнело и наш проводник, скрепя сердце, решил вернуться. На следующий день вопрос был решен: газик заменили на снегоход с волокушами и «ни горы, ни овраги и не лес… а поле, поле, поле чудес». Спасибо вам, чокурдахцы!

В Русском устье нас тоже ждали - внимательные хозяева, теплый дом, в котором мы смогли в комфорте подготовится к выходу на маршрут и даже погода благоволила. Ветер звал нас в дорогу!

В приподнятом настроении, предвкушая длинный ходовой день, мы спустились с обрывистого берега Индигирки и, раскладывая кайты среди извивающихся змей поземки, стали готовится к старту. Наст похрустывал, ветер норовил утащить все, что было брошено и не прижато, душа предвкушала мифический курс галфвинд (очень удобно и быстро ехать, когда ветер дует точно сбоку), но…Ох уж эти «но»!

Разложив свой кайт, я обнаружил, что при сборах был невнимателен. Отданный для ремонта, кайт был восстановлен не до конца, а дома я этого не заметил! И вот теперь… После изучения неожиданно возникшей проблемы, старт был отложен на день - шить лучше в комфорте, а не в палатке или вообще на снегу. Печально, но что делать! Нам предстоял подъем на высоченный обрывистый берег (ох и нелегкая это задача), «швейная мастерская» и… тепло, уют, сон на мягких кроватях...

«А поутру они проснулись...» Да нет, поутру все было хорошо. Несколько менее оптимистично по погоде, чем давеча, но тоже вполне прилично: дуло послабее и в бакштаг (сзади сбоку). Словив некое дежавю при очередном спуске с обрыва и подготовке к старту, мы наконец-то вырвались на оперативный простор. Путь на Певек был свободен.

Надо сказать, что нам очень повезло в первые пару дней: ветер был попутный и достаточно сильный для того, чтобы перетащить нас через все то, в чем можно было завязнуть надолго. Мы ехали по удивительному «кочкарнику»: все пространство было усеяно кочками высотой полметра и диаметром около метра. Стоило остановиться, как лыжи проваливались между кочками, санки ложились на брюхо и застревали намертво. Развернуться «на месте» было совершенно невозможно - приходилось делать петли в десятки метров. А если волею судеб приходилось снять лыжи, передвижение напоминало прогулку по засыпанному снегом пляжу из среднего размера валунов. Эдакий тренажер по неприменению ненормативной лексики. И не дай вам бог потерять концентрацию при старте – или ноги оставите, или санки. Однако провидение было к нам благосклонно, и мы благополучно миновали это «чудо природы».

Мимо мелькали небольшие речки, озера, сопки… Иногда вдалеке мы видели балкИ (охотничьи домики), но они были в стороне от выбранного пути, и мы не сворачивали. Это был полет, скольжение на грани касания, жизнь на вдохе. День, другой, километры оставались позади десятками, сотнями. Тундра расстилалась, раскрывалась перед нами.

Вдруг ветер стал усиливаться. Мы сложили огромные 18-ти метровые крылья и поменяли их на средние -11 метровые. Подняли их и… через пару минут поняли - этого слишком много! А ветер зашел в лоб и усилился еще. Мы «нырнули» в ближайшее озерцо и, прикрывшись его берегом, залегли как в окоп. Скомкали кайты, на скорую руку поставили палатку и затаились в ней, выжидая. Через полчаса ожидания мы провалились в дрему и - о чудо! – за стенами палатки запел оперный женский голос. Я дремал, а он пел и пел. В первый момент я встревожился и даже открыл один глаз, но потом решил, что надо брать от жизни все, и закрыл, наслаждаясь отдыхом и восхитительным вокалом.

А потом были собаки. Ветер принес нас прямо к балкУ и оставил на пару дней отдохнуть. Возможно, он сам устал и ему нужен был отдых, как знать… Так вот этот балок сторожила собака. Она сидела на цепи у своей будки в окружении сараев несколько в стороне от домика. Большая, белая, облаивала нас, пока мы распаковывались и обживали балок. Отогревшись и поужинав, я решил сделать променад и перед выходом посмотрел в окно. Своевременно! Перед входом с непонятными намерениями сидела еще одна собака. Большая и серая.

Хм… Некоторое время я решал физическую задачу: рассчитывал собачью силу, перемножая собачью массу на ее же ускорение. Раздумывал, в курсе ли она, что я – царь природы? Прикидывал возможность оставить все как есть и не выходить на улицу… В итоге остановился на варианте «переговоры с пряником, но с позиции силы». Взял кусочек колбасы и пошел навстречу судьбе - в смысле налаживать отношения и наводить мосты. Между нами было метра три, мы замерли и посмотрели в глаза друг другу. Давид и Голиаф, Пересвет и Челубей, Том и Джерри - выберите сами… Я показал колбасу, пес склонил голову на бок. Договоримся, решил я и не ошибся! Дальше была дружба. Прогулки под звездами, почесушки брюшка под ласковым солнышком, хождения в гости к белому товарищу в будку…

Вот даже не знаю, кто из нас получал большее удовольствие. Такой шикарный мех! Такая игривость и воспитанность в одном флаконе!

На второй день мы попробовали уйти дальше. Отъехав километра на четыре под контролем пса и потратив на это часа два, мы поняли, что перспектив нет и решили вернуться. И вот тут началась потеха. Мы возвращались по руслу речушки отчаянно лавируя. Быстро уяснив ситуацию, пес отбегал вперед и ложился на снег, дожидаясь пока мы сделаем все свои петли и мимо него проедет последний из нас, после чего поднимался и снова забегал вперед. Он отчаянно зевал, снисходительно провожал нас взглядом, но не позволил себе ни одного замечания вслух. Порода!

И снова белые просторы, мелькание сопок, озер, рек… Ледяной шуршащий дождь и падающие со стуком из-за оледенения кайты, стропы, пушистые от кристалликов снега, искрящийся слепящий наст, с хрустом рассекаемый лыжами, и белая, глотающая все звуки мгла снегопада…

Колыма! Как много в этом звуке… Амбарчик, лагерь-распределитель и прочее, и прочее…. О политико-социальном аспекте вы можете прочесть у тех, кто расскажет лучше и полнее. Я же буду говорить о другом.

Пересекаем Колыму с ее протоками – 50 километров! Мы шли их неделю!!! Пять дней штиля. Видимость - миллион на миллион. Солнце! Самый стойкий северный загар. Не хватало шезлонгов и напитков… Все на Колыму!!!

Два дня мы гостевали на станции ГЛОНАСС, даже в бане помылись, три – на метеостанции в Амбарчике. Везде нас принимали радушно. Спасибо вам за заботу и гостеприимство!

Вот удивительно, но в этот раз ветер нас приносил к жилью, тыкал в него носом и после этого отключался на несколько дней. А если жилья рядом не было, дул и дул. Как так?! Нам оставалось лишь покорится и не выпендриваться.

О! Чуть не забыл! «Реликтовый» лес.

На подходе к Колыме, войдя в зону ее притяжения и миновав один из рукавов, мы въехали в… даже не знаю, как это описать. То тут, то там из-под снега виднелись метровые обрубки стволов деревьев. Где-то они стояли погуще, где-то пореже. Пни торчали и вертикально, и под легким наклоном. Их верхушки были обломаны, а основания скрывались под снегом. Все вместе производило впечатление, что когда-то здесь рос лес, теперь же оставшиеся стволы напоминали бивни мамонтов.

Бивни мамонтов… Между ними поземкой шуршат века и тысячелетия. И если ты касаешься её, пластик горнолыжных ботинок на глазах ветшает и распадается…

Возможно, это были топляки, принесенные Колымой, которая когда-то текла здесь, а потом изменила свое течение. Наверное… Однако нам приятно думать об этом как о чем-то пришедшем из тех времен, когда времени еще не было. Да… Безмолвие… Пустота… Безразличный взгляд в спину…

А впереди поднималась из моря и заслоняла горизонт горная страна. Конечно это были не Гималаи, не плато Путорана, но и мы не альпинисты, а кайтеры с саночками… Пока мы шли по предгорьям ничего особенного не происходило – рельеф как рельеф, повыше – пониже, немного вверх – немного вниз. Вот только все чаще и чаще на склонах мы замечали молчаливых стражей этого места – кекуры (столбовидные скалы - результат выветривания). Они походили на завернутых в плащи или облаченных в причудливые доспехи великанов, охраняющих от суетливого человеческого племени некую тайну. Не спуская с нас своих недреманных очей, эти великаны словно передавали своих незваных гостей по цепочке от одного к другому. В памяти все настойчивее всплывал сюжет Каменного гостя – не очень уютно…

Переночевав, волею случая, под одним из кекуров, мы двинулись на перевал, и вот тут-то вкусили особенности горного кайтинга! Ветер, как разбойник, выскакивал то с одной стороны, то с другой, меняя направление на противоположное. Поймав порыв и повизгивая от счастья, ты летишь вверх по склону и предвкушаешь, что буквально через двадцать минут перевал будет взят. Но вдруг кайт, словно налетев на стену, неожиданно комкается, падает и повиливая хвостиком, словно собачонка, на брюхе начинает подползать к твоим ногам. И ты стоишь такой беспомощный… Сказочное свинство! А из лазури тебе добродушно улыбается солнышко: «Ну что же ты, маленький…»

За горами нас ждала пруха. Сначала робко, через день, а затем все увереннее она взяла в свои руки нити наших судеб. Ветер подул так, что мы по прямой устремились в сторону Певека. Реки, по берегам поросшие сплошным жестким кустарником, как викинги бородой, мы пересекали под прямым углом по каким-то сказочным тропинкам. Ума не приложу, откуда они там брались, но ведь брались откуда-то! Мы скользили вперёд по тропинкам, а ветки кустов лишь с боков хватали нас за ноги. Я в ужасе представлял себе нашу участь, будь ветер встречным. Пришлось бы уходить в горы или в море или идти вперед пешком, в любом случае было бы быстрее.

И вот, когда мы уже предвкушали относительно скорый при таком-то попутном ветре выход на лед Чаунской губы, до нее оставалось километров пятьдесят, ветер начал вести себя совсем не по-товарищески: он то стихал до почти полного отсутствия, то чуть усиливался. Наше уверенное движение по курсу сменилось нервными зигзагами в попытках сохранить скорость и не уронить обезветрившиеся кайты. Мы сменили кайты среднего размера на большие, удлинили стропы и изо всех сил старались не потерять темп. Призрак Чаунской губы – нашей финишной прямой на сотню километров - манил и вел нас, как Винни Пуха манили и вели горшки с мёдом. Неожиданно Кирилл, который ехал чуть впереди, положил свой кайт…

«Все же было хорошо! Мы торопимся! Что случилось?!» - замелькали мысли у меня в голове.

Кирилл тем временем спокойно зацепил стропы кайта за поводья саней. Ветер дул метра два в секунду, и кайт покорно улегся на снег, не делая попыток своевольничать.

«Навигатор сдох! Батарейки сели», - ответил Кирилл на мой удивленный вопрос.

«Понятно, дело житейское, заодно перекусим и прочие нужды справим», – решил я и начал парковаться рядом. Но стоило моему кайту коснуться земли, как все переменилось самым кардинальным образом!

Ветер! Сильный ветер! Он пришел без предупреждения! Резким порывом! Кирпичом, который со всего маху влетел в купола наших больших кайтов!Дальше была борьба. Борьба в партере. Борьба на коленях и лежа. Весь мир сузился до зажатых в руках строп, которые надо было зацепить к боку саней, чтобы они сыграли роль якоря для рвущегося из рук кайта. Не знаю, сколько это продолжалось. Полминуты? Минуту? Две?.. Победа! Не окончательная, но все же. Кайт зацеплен, санки почти не дрейфуют, а я бегу, проваливаясь в снег, к куполу, чтобы уложить его окончательно и засыпать снегом.

Пока бегу оглядываюсь на Кирилла – что с ним? Кирилл лежит перед санями и держит их. Стоит ему попытаться сменить позу, как кайт начинает всех вместе тащить по ветру. Кирилл ждет помощи или ослабления ветра. Забрасываю снегом купол и «изображаю» – уже изрядно вымотан – бег в сторону кайта Кирилла. Вдвоем мы быстро усмиряем его взбесившийся кайт.

Все! Можно выдохнуть. Вообще-то бег в зимней одежде и горнолыжных ботинках по пересеченной местности не относится к моим любимым развлечениям, но, надо отдать должное, очень разнообразит будни и оставляет сильные впечатления. Новые батарейки вставлены, кайты собраны и заменены на более подходящие для такого ветра. Снова в путь! А если бы у Кирилла не сели батарейки…?!

Ветер принес снегопады - они шли один за другим. Чуть распогодится и опять. Зато в перерывах между снегопадами нашу дорогу освещал шикарный закат. Он был как нежная женская улыбка – тундра прощалась с нами. Закрываю глаза, и вижу эту улыбку – невозможно не вернуться…

Непростой рельеф, приличная скорость и плохая видимость из-за снегопада вынудили меня снять горнолыжные очки. Они были достаточно темные, и что творится под лыжами угадывалось с трудом. Ветер же дул в основном в спину, поэтому снег летел в глаза не сильно. Я понимал, чем рискую… но до Певека оставалось совсем немного, и прогноз был хороший. В это день мы прошли полторы сотни километров и выскочили на Чаунскую губу, повторив рекордную длину пробега на этом этапе. А я таки пожёг себе глаза. (Глаза восстановились примерно за неделю. Не снимайте очки...)

«Конец простой – пришел тягач…». Шучу. На следующий день мы довольно легко (если не считать, что Кириллу приходилось время от времени поджидать меня, подслеповатого) проскочили девяносто километров по льду и вышли к Певеку. Этот удивительный город - обладатель, я думаю, самого северного в мире фонтана. Я не шучу! В Певеке есть фонтан! Я, конечно, не видел его в действии – снег и лед, сами понимаете, но он существует!

А еще в Певеке время от времени дует потрясающий по своей силе и локализации ветер. Этот ветер всегда приходит с ближайшей сопки и буквально выносит с улиц все, что не железобетон. Стекла выгибаются внутрь домов, двери подъездов не открыть, передвигаться можно только ползком или в обнимку с чем-то очень тяжелым и не склонным к скольжению. Выглянув однажды поутру из окна гостеприимно приютившего нас общежития, я решил, что вот он и наступает - Армагеддон! Весь свежий белый снег был сдут в мгновение, город стал серым, а воздух уплотнился и ощущался если не твердым, то уж точно жидким телом. При всем этом в паре километров от города не было ничего подобного – «под голубыми небесами великолепными коврами блестя на солнце, снег» лежал.

Меня часто спрашивают: «Что же ты чувствовал в первые дни после окончания маршрута? О чем думалось в Певеке?» Во-первых, удовлетворение. Удовлетворение тем, что маршрут пройден и пройден удачно. Мы пришли туда, куда звала нас мечта. Во-вторых, хотелось скорее домой. Ведь нас там любят и ждут! И мы любим и ждем встречи с теми, кого на время покинули. Попутно с этим были: озабоченность, связанная с билетами и отправкой багажа, страх за свое зрение, радость встречи с горячей водой, восхищение природой, интерес и симпатия к окружающим людям и… Да! Уже начинали звучать нотки ностальгии… Надо вернутся! Надо продолжить! Путь, что ни говори, еще не закончен. Мечта зовет!

Как обычно, в заключение немного конкретики:
Приехали в Русское устье - 27 марта 2018 г
Старт из Русского устья - 29 марта 2018 г
Финиш в Певеке - 20 апреля 2018 г

С момента выхода из Русского устья дорога до Певека заняла 23 дня и 900 км по генеральному курсу.
Из них:
- 15 дней ходовых;
- 8 дней стояночных - штиль.

Поломок и болезней не было.
Наша средняя скорость составила примерно 40 км в день.
Средняя скорость за ходовые дни - примерно 60 км в день.

Огромное спасибо Танюшке Смуровой и двум Катюшкам: Мариной и Соколовой за неоценимую помощь в написании этого рассказа. Без них я бы не справился. А также всем, так или иначе, помогавшим нам людям. Мы постарались поблагодарить их на нашем сайте.

НАЗАД